Ответы священника

Вопрос:

Из какого дерева был сделан крест, на котором был распят Иисус Христос?

Елена

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Согласно церковному Преданию, крест Спасителя был трехсоставен. Он состоял из трех пород дерева: кипариса, певга (сосна или ель), кедра. Прообразовательное указание на это содержится в книге пророка Исаии: «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих» (Ис. 60: 13).

21 декабря 2010 г.

————————————————————————————————————————————————————

Вопрос:

Что значат зажженные свечи, которые два пономаря несут впереди и позади священника на большом и малом входе?

Владислав

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Два свещеносца сопровождают все три входа (на вечерне, малый и великий на литургии), которые означают шествие Спасителя. На вечерне священник изображает Иисуса Христа. Вход символизирует Его воплощение, а царские врата – Пресвятую Деву, о чем пророчески предвозвестил Господь через пророка Иезекииля: «Ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез. 44: 2). Поэтому на царских вратах обычно имеется икона Благовещения.
Малый вход означает начало проповеди Спасителем Царствия Небесного. Поэтому диакон несет впереди святое Евангелие. Великий вход означает вольное шествие Иисуса Христа на Крестную смерть, чтобы принести Искупительную жертву. Во время Божественной литургии в воспоминание об этом приносится бескровная жертва. Если служение соборное, то сослужащие священники несут крест, копие и лжицу.
Две свечи во время всех трех входов символизируют свет Христова учения.

12 ноября 2010 г.

————————————————————————————————————————————————————

Вопрос:

Здравствуйте! Сообщите пожалуйста, что означает возглашение во время литургии Преждеосвященных Даров «Повелите!». Заранее благодарен.

Максим

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Греческое слово «келепсаите» в богослужебных текстах переведено на славянский язык как «повелите». Употребляется оно во время рукоположения во пресвитера и диакона, а также во время Преждеосвященной литургии перед словами «Свет Христов просвещает всех». По объяснению профессора-литургиста Михаила Скабаллановича, этим возгласом церемониймейстеры приглашали сановников на царских приемах входить в те или другие залы дворца или уходить из них. «Очевидно, в начале всенощной этот возглас появился ввиду обычного присутствия на ней царя и первоначально мог иметь смысл испрашивания у царя разрешения начать службу. Но представленные случаи его употребления позволяют поставить его в связь и с выходом священника из алтаря, по каждении его, на середину храма: произносящий возглас параекклисиарх соответствует в данном случае придворному аколуфу и как бы приглашает священника выйти из алтаря. Во всяком случае, возглас этот указывает на особую торжественность данного момента и данной службы (как и других, где он употребляется). Характерно, что он из придворного устава проник даже в чисто монастырские богослужебные уставы, каков Иерусалимский. Но отмеченное колебание древних уставов между возгласом “повелите” и “возстаните” может говорить за то, что второй был древнее в уставе иерусалимского происхождения и постепенно вытеснялся первым – константинопольским» (Скабалланович М. Толковый Типикон. Гл. 2).

25 марта 2010 г.

Просмотров (222)